Споры с банками

 

О других вопросах, возникающих при спорах с банками, можно узнать здесь.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 г. относит отношения, вытекающие из договоров потребительского кредитования, банковского вклада физических лиц, к сфере регулирования федерального закона «О защите прав потребителей», поэтому в случае возникновения спора с банком или иной кредитной организацией потребитель имеет право использовать для защиты своих оспариваемых или нарушенных прав механизмы защиты, предусмотренные российским законодательством о защите прав потребителей.

Обычно потребители, это люди, не обладающие специальными знаниями в сфере банковского, финансового права, поэтому очень часто они вводятся в заблуждение банками по поводу порядка оказания различного рода банковских услуг.

Анализ практики работы по урегулированию споров наших клиентов — физических лиц с кредитными фирмами, позволил нам выделить такие основные виды нарушений прав потребителей со стороны банков:

1. Включение в текст кредитных договоров условий о взимании дополнительной комиссии за открытие счета, снятии с него денег.
Следует понимать, что данные операции не являются самостоятельными услугами, а, значит, за них нельзя снимать дополнительную плату!

2. Возложение на клиента обязанности присоединиться к коллективному имущественному страхованию или жизни и здоровья лица.

Обязанность заключить дополнительный договор страхования может вытекать из закона (это обязательное страхование) или договора.
Обязательное страхование гражданина возможно лишь в случаях предоставления кредита под залог имущества, которое со временем может быть повреждено или утрачено (автомобиль, квартира, загородный дом, иные вещи). Данное условие является нормальной гарантией прав банка на возврат взятого у него кредита.
Договорное страхование – это предлагаемое банками страхование жизни и здоровья заемщика, приобретение которого позволяет значительно снизить проценты по кредиту.
Обычно плата за данную услугу состоит из двух частей: платы за подключение к программе коллективного страхования (уплачивается самому Банку и фактически является его «скрытой» комиссией) и страховой премии (это плата страховой компании, она может быть периодической или единовременной).
Ранее практика архангельских судов по спорам о признании условий кредитного договора о подключении к системе страхования недействительными и взыскании с банков всех уплаченных заемщиками платежей складывалась в пользу потребителей.
Однако, к сожалению, примерно с 2014 г. ситуация изменилась. Теперь, суды нашей области стали отказывать гражданам в удовлетворении подобных исков.
Такая ситуация сложилась вследствие того, что российские банки стали очень грамотно «навязывать» услугу страхования. Так, Вы никогда не найдете в кредитном договоре или правилах кредитования банка правило об обязательном страховании заемщика, что в конечном счете будет расценено судом следующим образом: договор страхования является отдельной услугой, не зависящей от основного кредитного договора.
Поэтому в настоящее время, весьма затруднительно подавать иски о признании договора кредитования недействительным в части возложения на потребителя обязанности по присоединению к программе коллективного страхования.

3. Изменение в договоре очередности погашения долга перед банком.
Законным является следующий порядок: погашение основной суммы долга, погашение процентов по задолженности. Изменение данного порядка может привести к значительной переплате денежных средств со стороны заемщика.

4. Становление несоразмерных нарушениям условий банковских договоров штрафов.
Согласно, Закону «О защите прав потребителей» условия потребительских договоров не должны ухудшать положения граждан по сравнению с иными нормативно – правовыми актами РФ. Основываясь на положениях данной нормы, Архангельские суды значительно снижают размер взыскиваемых штрафов или вовсе отказывают банку в их получении.

Первым шагом в защите нарушенных со стороны банка прав потребителей является направление претензии. Именно с момента ее подачи, начнет исчисляться период просрочки исполнения требования потребителя, а также общий срок исковой давности для защиты Ваших прав.
Важно понимать, что наличие с Вашей стороны претензий по оказанию банковских услуг, автоматически не прекращает Ваши обязательства перед банком по погашению имеющейся задолженности, поэтому очень важно проявить необходимую предусмотрительность и продолжить вплоть до судебного заседания производить внесение платежей. Данные действия охарактеризуют Вас перед банком как добросовестную сторону договорных отношений.

Не нашли ответ на Ваш вопрос?

Позвоните нашему юристу!

Архангельск: (8182) 47-15-16, +7 902-286-15-16

Санкт-Петербург: +7 981-761-00-72

Споры с банками представляют собой особо сложную категорию правовых споров, так как любая уважающая себя кредитная организация имеет собственного профессионального юриста или даже целый правовой отдел, заточенный на работу по банковским спорам с клиентами. Поэтому, во избежание ухудшения уже имеющейся спорной ситуации, мы советуем Вам как можно быстрее обращаться за помощью к юристам, специализирующимся на спорах с банками.

Поделиться этим материалом в социальных сетях

Наш телефон
в Архангельске

(8182) 47-15-16
+7 902-286-15-16

Наш телефон
в С.Петербурге

+7 981 761 00 72
Юридические статьи

В статьях приведены юридические консультации по наиболее часто встречающимся вопросам из обращений наших клиентов.

Законодательство

Здесь можно найти специально подобранные нормативные акты конкретно по интересующей Вас области законодательства.

Образцы заявлений

В этом разделе приведены образцы исковых заявлений, ходатайств и других документов, которые Вам могут понадобится.

Судебная практика

Здесь подобраны образцы реальных судебных решений которые выносились в результате рассмотрения конкретных судебных споров.

Мы ВКонтакте